Харад‎ > ‎

Про Харад и харадрим

Харад – обобщенное название территорий, лежащих к югу от Гондора, название происходит от слова «хьярмен» - юг. Что нам известно про эти земли. Арагорн, северянин, говорит что там даже звезды другие.  То есть, территории достаточно далекие от Арнора, но гондорцы с ними практически соседствуют.

Из ВК нам известны отрывочные сведения о взаимоотношениях Гондора и Харада, кое-что о внешнем виде харадрим, их знаменах и вооружении. По сути дела, мы имеем некоторое обобщенное модельное представление под названием «Юг» без особой конкретизации.

Харадрим, с которыми сталкиваются герои ВК, смуглы, любят яркие украшения, в их войсках есть и слоны (мумаки), и конница, вооруженная скимитарами, пехота. Описывается их ярко-красное знамя с черным змеем. Харадрим, по мнению гондорцев, «безжалостны», «жестоки». Основной цвет их одежд – красный.

Известно, что на Пелленорских полях полегла практически вся харадская армия, мобилизованная Сауроном, даже вестника не нашлось, чтобы Харад узнал о разгроме, так что весть докатилась сильно позже и уже приукрашенная слухами. Когда Саурон окончательно дезинтегируется, оставшиеся в живых харадрим  - среди тех, кто в отчаянии не желает сдаваться и готов сражаться до конца. Мало того, после войны с харадрим заключен мир. Видимо, обе стороны были потрепаны не просто изрядно, а выжаты до предела.

Если мы заглянем в Приложения к ВК, то найдем еще немного информации о взаимоотношениях Гондора и Харада.

Первое удостоившееся упоминания в хрониках столкновение происходит в связи с морской экспансией Гондора. Начиная с короля Тараннона, гондорцы отстраивают Пеларгир, строят флот и идут брать Умбар, и происходит это в 933 году, при сыне Тараннона Фаластура Эарниле. Через три года, когда Эарнил погибает в море, умбарцы, бежавшие из города, при помощи харадрим осаждают Умбар, в 1025 году король Кириандил погибает в сражении с харадрим и умбарцами, но Умбар остается гондорским. А сын Кириандила, Кириахэр собирает огромное войско, приходит с моря и по реке Харнен, снимает осаду с Умбара и учиняет такой разгром, что короли харадрим вынуждены признать верховенство Гондора, давать в заложники сыновей и платить дань. Кириахэр взял себе прозвище Хьярмендакил – победитель Юга.

Харадрим сидели достаточно тихо вплоть до времен Междоусобицы, просто тогда стало не до них, в Гондоре шла гражданская война, и  харадрим осмелели.

В 1844 году харадрим Ближнего Харада в союзе с вастаками (их как только не переводят – колесничие, кибитники, ХЗ, словом, орда, шедшая с повозками) напали на Гондор, король Ондохэр и его сыновья погибли в сражении с вастаками, но военачальник Эарнил, королевский родич и в будущем последний гондорский король, разгромил харадрим в южном Итилиене, уничтожил их войско, перешедшее реку Порос и повернул потом на вастаков.

Харадрим потом еще не раз упоминаются в хрониках Наместников - то они приходят с умбарцами пограбить, при наместнике Турине II захватывают южный Гондор – тогда на помощь приходят рохиррим короля Фолквине, который погибает на войне.

К моменту действия ВК харадрим находятся под влиянием Саурона, они захватили Южный Гондор (Харондор) и гуляют по Итилиену, какая-то их часть действует совместно с умбарскими пиратами.

 

 

Фантазии на харадскую тему

Историю Харада мы можем разделить на несколько периодов. Первый –

Поход.

Это период движения предков харадрим с востока на запад. Что сорвало их с места – неизвестно. Никаких преданий, подобных рассказу Аданели у них не осталось. Ни о каком бегстве от Тьмы речи нет. Возможно, это была война, голод, перенаселение, засуха – что угодно. Известно только то, что шли десять родов, объединенных одним предком – Черным Змеем, у каждого рода был еще свой собственный покровитель. Сохранилась любопытная детская игра, и если  детские песенки и игры являются отдаленным отражением реальности, то реальность эта была очень неприятной.

 - Змей-змей, вылезай!

 - Не хочу!

 - Змей-змей, вылезай, мы тебе петуха принесли!

 - Не хочу!

 - Змей-змей, вылезай, мы тебе барашка принесли!

 - Не хочу!

 - Змей-змей, вылезай, мы тебе сладких лепешек принесли!

 - Не хочу!

 - Змей-змей, вылезай, мы тебе невесту привезли!

 - Сейчас выйду!

Дальше «змей» должен поймать «невесту», прорвав цепочку игроков, за которыми эта самая «невеста» прячется. Некоторые гондорские ученые считают это отражением древнего обряда жертвоприношения девушки дракону.

Вожди-арунна предков харадрим сражались бронзовым оружием, на колесницах, защищая тела медными доспехами. Если им и попадались по дороге какие-то народы, они стояли явно на более низкой ступени развития, и как правило истреблялись пришельцами под корень. Эти народы в общем и целом назывались «дасья», чужие, в современном языке это слово означает «варвар». А варварами харадрим считают всех, кроме себя.

Их боги были буйными, непредсказуемыми, любили кровавые жертвы. Жрецы-шаманы говорили с богами, опьяняя себя дымом особых растений и дурманящим напитком «хаэм».

Мир древних харадрим был полон страхов, злобных существ, демонов. Демоны умели принимать людской облик, особенно женский, и соблазнять вождей, рождая им потомков дивной красоты и несказанной мощи, но всегда в конце концов приносящих несчастье и погибающих. Одна из сохранившихся эпических песен рассказывает о герое Даманне, сыне демоницы и человека. Он обладал такой силой, что земля прогибалась под его шагами. Его дядя-вождь посылал его истреблять дасья, бороться с демонами и чудовищами, надеясь, что Даманна погибнет. В одном из таких походов Даманна встретился с дочерью вождя очередных дасья. Она сумела так  обольстить героя, что его гнев утих, и он пощадил ее племя. Но коварная женщина хотела зачать от него сына, чтобы потом он мог стать соперником отцу. Когда настало время, юноша отправился бросить вызов Даманне, не зная, что это его отец. Даманна сумел убить врага своего племени, только прибегнув к хитрости, и лишь убив его, по талисману, найденному на убитом, узнал, что это его сын. Даманна в горе и гневе истребил дасья, из которых была родом его жена, удалился в дикие края, где все живое бежало от него, проклял богов и, в конце концов, покончил с собой.

 

Обретение земель

Этот термин точнее переводится как «овладение землей». Когда предки харадрим пришли в те края, где они обитают сейчас, верховный вождь, анна-ару, избранный на время похода, вонзил копье в землю, совершая обряд овладения землей. Имя вождя было Ауранна, он стал основателем королевского рода. Место, где был совершен обряд, называется Керанан, сначала это был просто город рода Ауранна, в настоящее время здесь столица Ханатты.

К этому периоду относятся два любопытных факта. Первый – встреча с очередными дасья. Ауранна вместе со своим родом, наиболее сильным и многочисленным из десяти, облюбовал  земли возле реки Харнен (Иранаси), в дальнейшем намереваясь продвигаться на север. Но там он обнаружил дасья, причем таких людей прежде харадрим не встречали. Они были белокожими, светлоглазыми и светловолосыми, многие с «солнечными» волосами – золотистыми или рыжими. Это были высокие, крепкие, могучие люди. Они ездили верхом и, главное, знали железо и жили не в шатрах, а в укрепленных городках. Вождя их звали Аммалаханна, и имя это было наследное.

По здравом размышлении Ауранна решил – раз эти люди имеют «солнечные» волосы, то, наверное, это дети не демонов, а богов. Он ведь и сам был под покровительством Солнца, явившегося его предку в виде золотого орла. Стало быть, с этими дасья следует  заключить мир и породниться.

Некоторые гондорские ученые полагают, что эти дасья были потомками эдайн, покинувших в свое время Эстолад.

Впоследствии этот народ полностью растворился в море харадрим, но в северных землях Харада народ до сих пор зачастую выше ростом, более светлокожий, изредка попадаются люди со светлыми глазами. Люди Солнечного – королевского – рода всегда отличались высоким для харадрим ростом, крепким сложением и светлой кожей.

Вторая история связана с возвышением рода Ауранна. Некоторые полагают, что она выдумана позднее, чтобы подтвердить священное происхождение королевского рода и его особые права. Некоторые же считают это отражением реальных событий. Это предание о Солнечной Деве. Рассказывают, что однажды князь из дома Ауранна отправился в горы на долгую охоту. Там он заблудился и должен был заночевать. А харадрим очень боятся темноты и весьма суеверны. Потому он начертил железным ножом круг посолонь, провел круг в воздухе над собой, разложил четыре костра по четырем сторонам света, и лишь тогда лег спать, головой к востоку. Теперь ночные демоны точно не пройдут через незримую границу. Но проснулся он от того, что возле него кто-то стоял. Он открыл глаза и увидел деву, прекрасную как день. Лицо ее светилось. Она стояла в круге, и князь понял, что она не демон, а послана богами. Он склонился перед ней, как подобает, и спросил:

 - Кто ты, прекрасная дева?

Она ответила:

 - Солнце послало меня, чтобы я стала твоей женой и поставила твой род превыше всех остальных родов. Но ты обязан будешь слушаться меня.

 - Приказывай! - сказал князь. – Я сделаю все, что ты хочешь!

Вернулся он домой уже с супругой. Истинного имени ее никто из простых смертных не знал. Оно известно в настоящее время жрецам Гневного Солнца, по крайней мере, они так утверждают. Также они утверждают, что от нее им достались некие тайные знания. Солнечная Дева принесла в дар супругу священный меч, который якобы загорается в руках истинного короля при королевском испытании.

Есть сведения, что этот меч значительно более позднего происхождения. По крайней мере, впервые этот меч упоминается в хрониках времен государя Керниена-анна-ару, то есть, где-то в 2200-х годах Второй эпохи, незадолго до того, как Харад окончательно подпал под власть Саурона.

 

Объединение земель.

С этого момента мы будем говорить не о Хараде – южных землях в общем и целом -  а о Ханатте, то есть, о том государстве, с которым по большей части и имели дело нуменорцы и гондорцы. «Ханатта» обычно переводят как «объединенная, единая земля», хотя более верное значение – «земля, зажатая в кулаке». Коннотация несколько иная.

Вся история Ханатты – сплошная борьба за власть. Хотя Солнечный род считался священным и царским, остальные девять князей подчинялись ему лишь номинально.  Каждый князь считал себя абсолютным хозяином в своей земле, в каждом княжестве был свой закон, свое главное божество. У каждого божества были свои храмы и жрецы, и поскольку времена были суровые, храмы и монастыри обрастали могучими стенами, обзаводились своими боевыми отрядами воинствующих монахов.

Первым Солнечным государем, действительно объединившим страну, был Эрхелен (Эрхеленна). Еще будучи наследником, он возмущался порядками в стране, за что его и попытались устранить. Он бежал на побережье. Хотя харадрим никогда не были великими мореплавателями, вдоль побережий их суда все же ходили, и торговлю они вели оживленную. Торговые поселения на побережье не принадлежали князьям, это были «ничьи люди», а потому каждый князь считал их законной добычей. Эрхелен начал с того, что собрал дружину головорезов без рода и племени, с которой начал, как бы мы сейчас сказали, «крышевать» купцов. Он брал не больше оговоренного, в рядах своих людей держал строгую, жестокую дисциплину, карал непослушных сразу же, возвышал не за знатность, а за доблесть,  исполнительность и беспрекословное послушание. Со временем торговые поселения стали процветать, а дружина Эрхелена разрослась, и теперь у него было дисциплинированное, хорошо накормленное и снаряженное войско, с которым он начал войну. Он основал возле удобного залива крепость, где и жил, словно князь на побережье. Впоследствии на этом месте вырос Умбар, поскольку только нуменорцы, несравненные мореходы, сумели по достоинству оценить  и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами этого места.

Через семь лет он сел на золотой престол своего отца, порушил лествичное наследование, еще бытовавшее в Ханатте, вырезал ближайшую родню, а по ходу дела и два княжеских рода, их землями наделил верных себе людей, привел к покорности старую знать и занялся жрецами. 

До Эрхелена солнечных культов было несколько. На севере поклонялись Золотому Ахуму, кровожадному олицетворению воинственного Солнца,  на востоке было Гневное Солнце, на побережье  - Солнечное Око, были еще Огненный Змей и рыжий всадник Батта. И еще куча второстепенных божеств, отвечавших за всякое разное. После Эрхелена культов солнца осталось два. Королевский культ Царственного Солнца, где Солнце-отец ниспослало на землю свою прекрасную дщерь, дабы стала она прародительницей королевского рода, и небольшой, но довольно влиятельный древний культ Гневного Солнца, всячески поддерживавший государей. Попутно были вырезаны еще два княжеских рода, и под рукой Эрхелена объединилась уже треть нынешней Ханатты.

После смерти Эрхелена его преемник не сумел удержать государства, и раздор пошел по новому кругу.

Во времена активной экспансии Нуменора Ханатта имела два пути – либо воевать с морскими варварами, либо стать союзниками. Нуменор мог бы помочь королям установить в Ханатте порядок и единовластие, хотя, скорее всего, королям Ханатты пришлось бы признать Тар-Атанамира своим верховным королем.

Государь Керниен-анна-ару, по некоторым сведениям, был готов пойти на контакт с нуменорцами, но странным образом безвременно скончался от пустяковой раны, полученной в учебном поединке. Его преемник, младший его брат Наран-анна-ару, человек слабый, быстро подпал под влияние Саурона, и вплоть до окончания Войны Кольца Ханатта – его союзник.

 

Времена «Тени за троном»

Тенью за троном называли одного из назгулов, в прежней жизни харадского принца. Союз (очень неравный) королей с Сауроном помог им объединить страну и взять власть в свои руки.

Надо сказать, что Ханатта была естественным выбором в смысле противовеса Нуменору. С одной стороны, с морской мощью Нуменора спорить Ханатта ни в коем разе не могла. Да и любой нуменорский солдат стоил десяти ханаттаннайн. Нуменорский солдат гораздо сильнее, выносливее, устойчивее к болезням – то есть, у него гораздо выше выживаемость, а, стало быть, он успевает набраться опыта, что делает его во всех отношениях ценнее любого воина из Ханатты. Но у нуменорцев практически не было конницы, а Ханатты она была. И еще рождаемость в Ханатте очень высокая, то есть, людей много, ценность людской жизни мала, задавить числом можно любого противника.

И потому Ханатта платила своему страшному союзнику дань кровью. Сохранилось огромное количество песен-плачей, которыми провожали мужей, сыновей, братьев в Мордор, откуда они, как правило, не возвращались. Очень показательно «Предание о бессмертном анна-ару и девушке-невесте». Девушка отправляется искать своего жениха, которого отправили на службу бессмертному анна-ару. Тот заставляет ее выполнять разные задания, ей помогают звери и птицы, и само Солнце. Когда она выполняет все условия, бессмертный анна-ару спрашивает ее:

 - Говори же, чего ты хочешь, и я исполню твое  желание.

Девушка говорит:

 - Верни мне жениха.

И ей приносят его побелевшие кости. А когда девушка обвиняет бессмертного анна-ару в обмане, он со смехом говорит ей:

 - Но ты же не просила, чтобы я вернул его живым!

 

После Войны Кольца

После Войны Кольца Тень за престолом исчезла, но исчезла и жесткая объединяющая сила. Саурон в течение многих веков вытягивал из Ханатты ресурсы, после войны страна сильно обезлюдела и была разорена. До сих пор Ханатта еще не окончательно оправилась.

После войны в Ханатте осталось три княжеских рода – Арханна, Эмай  и  Уруанна. Два последних никогда не были среди самых сильных, но сейчас место освободилось. Арханна – второй по знатности и значимости род в Ханатте, родственный королевскому по женской линии (см. «Повесть о Эруане из рода Арханна и принцессе Сариеми-анни»). Арханна владеют восточными землями, именно в их провинции находится храм Гневного Солнца, самый древний в стране. Уруанна владеют западом и побережьями, Эмай – югом. Север и центр страны  - королевский домен. Все трое князей претендуют на титул керна-ару – военного правителя при священном короле, анна-ару.

Жрецы Царственного Солнца и Гневного Солнца также спорят за влияние при дворе. Монастыри и храмы снова набрали силу, тем более, что во времена Тени за троном они были чрезвычайно влиятельны и накопили много богатств, обрели привилегии, и снова у них есть свои военные силы – воинствующие монахи.

После Войны на золотом престоле сменилось шесть королей. Дед нынешнего короля, Каранна-анна-ару был смещен своим сыном и отправлен в монастырь на горе Арунам в восточной провинции. Толком  неизвестно, жив он или умер, говорят разное. Отец нынешнего короля, Итуанна, умер от удара, потому как злоупотреблял вином. Но ходят слухи, что его отравили.

Нынешний король, Мааниранна-анна-ару очень молод. Ему всего восемнадцать лет. Правда, по меркам Ханатты, он уже взрослый, там в тринадцать лет женятся. Король пока не женат и противится женитьбе, потому как желает сам решить, на ком ему жениться. Поскольку мир с Ханаттой был заключен государем Элессаром, а государь умер, то молодой король Мааниран желает подтвердить мир между Королевством и Ханаттой и готовит посольство. Поговаривают, что он сам намерен отправиться в Минас-Анор. Его советник и наставник, жрец Аайанна не так давно уже посещал столицу Королевства. Но это была частная поездка.

Пока в Ханатте наблюдается очень шаткое равновесие сил. Ни у короля, ни у князей, ни у жрецов у каждого по отдельности нет возможности решительно переломить ход событий в свою пользу.

 

О религии и верованиях

Как уже говорилось, мир для ханаттаннайн полон демонов и богов, причем порой одних от других не отличишь. В старину жертвы, порой кровавые, приносили богам, чтобы получить от них блага, а демонам – чтобы не трогали.

Мелких богов и божков в Ханатте много -  в каждой деревне есть свой маленький божочек. Но главным Верховным божеством является Солнце во всех его ипостасях. Это и благое божество, дарующее свет, тепло, и божество карающее, приносящее засуху, глад и мор. Царственное Солнце – солнце королевского культа – прародитель и покровитель королевского рода, верховным жрецом его по сути дела является король. И, конечно, король, как светило, должен быть без пятен и порока. Любое пятно на солнце – знак беды, любая болезнь или порок короля - знак беды для страны. Потому любой шаг короля регламентирован. Короли совершали массу обрядов, подчинялись невероятному количеству ограничений.

Понятно, что такое владык Ханатты никак не устраивало.

В последнее время короли не желают мириться только с положением священного правителя. Полномочия верховного жреца Царственного Солнца передаются какому-либо из родственников, а король ограничивается только исполнением четыре Великих обрядов – бдение в Великую ночь и возжигание Нового Огня, жертвоприношение Солнцестояния, обряд Первой борозды и Освящение урожая. Так же во времена великих бед король совершает объезд земель и их благословение. Да, по поверью короли могут исцелять наложением рук, но если гондорцы знают, откуда такой дар их королям, то вот какой силой исцеляют короли Ханатты – большой вопрос.

Тем не менее, каждый король проходит посвящение в Королевском храме и дает обеты, которые определяют девиз его правления.

Храмы Царственного Солнца находятся повсеместно. Большой монастырь находится на горе Арунам, в холмах Шарат в королевском домене и еще есть два небольших в приморских землях. Монастырь на горе Арунам считается самым почтенным, там  кончали свои дни короли, отрекшиеся от власти.

 

Гневное Солнце – жестокая ипостась божества, карающая людей за грехи и неповиновение. Это культ, в котором главенствующую роль занимают исключительно женщины. Мужчина-жрец может подняться лишь до определенных ступеней в иерархии. Как правило, мужчины становятся жрецами-воинами. Многие из этих жрецов-воинов рождаются в стенах монастыря и иной жизни, кроме как служение Гневному Солнцу, не знают. Человек со стороны, будь то мужчина или женщина, принимая служение Гневному Солнцу, проходит определенный обряд, после чего человек считается умершим и возродившимся.

Как уже было сказано, высшие ступени в иерархии занимают жрицы, причем самые высокие – только жрицы Солнечной крови. Как правило, это дочери и сестры государей. Поскольку Солнечная кровь считается самой высокой, то смешивать ее с кровью более низкой – святотатство. И потому женщины королевского происхождения обречены либо выходить замуж со своих близких родственников, либо вести жизнь жриц. Случаи браков женщин Солнечного рода с другими знатными домами можно перечесть по пальцам.

Считается, что высшие жрицы обладают неким тайным знанием, но вот что это за знание – никто из обычных людей не знает. Но слухи ходят всякие, иногда очень страшные. Например, о человеческих жертвоприношениях. Или о необыкновенных целительских способностях жриц. По преданию, Солнечная Дева, покинув мир после смерти своего супруга, долгое время была верховной жрицей Гневного Солнца, и тайное знание идет от нее.

Жрицы Гневного Солнца пользуются огромным почетом, поскольку считается, что они способны призвать на головы людей кары Солнца.

Культ Гневного Солнца является основным источником набирающего популярность учения о возможности многократного возрождения. В частности, считается, что Солнечная Дева многократно умирала и возрождалась как смертная женщина.

 

Последнее время все большее влияние приобретает философско-религиозное течение, близкое к монотеизму. В нем утверждается, что есть единое божество-творец, мистическое Солнце, а прочие божества есть лишь его проявления. «Богов много, но Солнце – одно. Это не то солнце, что освещает наш мир с утра до вечера. Это лишь проявление Его. Оно - во всем. Боги есть его проявления - как свет исходит от солнца, так и они исходят от Него. Оно является к каждому народу, к каждому человеку таким, каким он сумеет Его лучше понять и принять, и говорит с каждым на его языке. Оно - Единое, Животворящее, Всесозидающее, Отец и Мать, порождает жизнь, оно есть Благо, оно есть Любовь бесконечная...» Господин Айанна, родич и наставник государя, как раз является сторонником этого течения.

 

Из других божеств почитается морской бог Умма, особенно в западной провинции (собственно, крепость, основанная Эрхеленом, называлась Уммар в честь него, Умбаром она стала позже и по созвучию). Также почитается покровитель писцов и ученых Хэтум, бог любви Ама, покровительница женщин Тумианни, бог-пастух Ашима – особенно в восточной провинции, боги войны, брат и сестра близнецы Эмахта и Эмахтанни.

 

В последнее время стали приходить сообщения о каком-то отшельнике из южных лесов, который обладает способностью разговаривать с богами и душами мертвых. Больше ничего о нем не известно.

 

Ханаттаннайн чрезвычайно падки на чудеса. Если судить по их хроникам и преданиям, то чудеса у них творились чуть не на каждом шагу. Жрецы плавали по морю на алтарном камне или летали на нем по воздуху, или сидели неподвижно десятки лет, без еды и питья, уносясь сознанием в сферы богов. Они воскрешали мертвых и исцеляли больных, по их знаку проваливалась земля и в ладони загорался огонь, они насылали бурю, молнии и гром, болезни и порчу, проходили сквозь стены и дышали под водой, превращались в животных и сами разоблачали оборотней. Об этом написано множество книг, вроде «Рассказов о чудесном», «Повестей у светильника», и прочее.

 

Ханаттаннайн страшно суеверны. Они считают, что их окружают тысячи незримых вредоносных существ, и уберечься от их зла можно только правильным поведением. Запретов и суеверий масса. Нельзя наступать на чужую тень, тем более вонзать в нее нож. Нельзя вставать с левой ноги и левой ногой переступать порог. Нельзя выбрасывать свои срезанные волосы и ногти. И такого можно тома написать. Они боятся теней, боятся ночи, боятся животных черной масти, а уж если такое животное дорогу перебежит – считай, все погибло.

В Ханатте благодаря суевериям процветают всякого рода гадалки, шарлатаны-целители и предсказатели. До последнего времени даже у государя был свой личный гадатель, пока дед нынешнего короля с этим не покончил.

 

О женщинах

Положение женщины в Ханатте двояко. Собственно, в Ханатте все двояко и всюду крайности – от чрезвычайных добродетелей их кидает к чрезвычайным порокам. С одной стороны, женщина должна подчиняться отцу, брату, мужу, сыну. С другой стороны, женщина безусловная хозяйка дома. Без ее дозволения муж даже поесть не может, и если женщина что мужу прикажет по дому сделать – делает беспрекословно. Поскольку в Ханатте культивируется почтение к родителям, то даже если сын и становится главой семьи и принимает решения от лица семьи, внутри дома он подчиняется матери, а уж ханаттанские матери умеют вправлять мозги сыновьям.

Женщины низшего и торгового сословия могут вести собственное дело, держать лавки, возглавлять торговые дома.  Известны женщины-целительницы.

Женщины из семей воинов могут быть телохранительницами. Таких особенно охотно держат при себе княгини, королевы и принцессы. Но телохранительницами могут быть только незамужние девушки,  замужняя дама уже не должна заниматься ремеслом, ее обязан обеспечивать муж.

Удел знатной замужней женщины – утонченное времяпровождение, стихи, музыка, философские беседы, любовные приключения и политические интриги.

 

Мужчина может взять себе одну жену и сколько угодно наложниц, но, как правило, прокормить простой ханатанна может только одну женщину. Короли могут держать много наложниц, но жена у него одна, и только ее дети становятся королями. Если у нее нет сыновей, тогда вступает в действие лествичная система – наследует младший брат или его сыновья. Если братьев нет, а есть замужняя сестра, то тогда престол переходит к ее сыну, и вот тогда, если сын несовершеннолетний, именно мать  короля становится главной персоной в государстве, а не ее муж. Такая же схема имеет место и в княжеских семьях.

 

Свадебный обряд довольно прост – жених и невеста обходят с зажженными свечами или светильниками алтарь в храме, или если обряд происходит в глухой деревне – то зажженный от «солнечного стекла» костер, обмениваются своими цветочными гирляндами. Жених дарит невесте украшения, невеста жениху нож или кинжал. После чего женщина обязана покрывать голову хотя бы символически. Женщины в этом смысле весьма изобретательны, их шапочки и покрывала очень красивы и разнообразны и очень привлекают взоры как женатых, так и неженатых мужчин. Покрывало замужней женщины постоянно упоминается в любовной лирике.

 

Измена жены карается строго. Как правило, муж имеет право убить супругу на месте – но только если застал с любовником. Если же прямых доказательств нет, то его самого казнят за убийство. Развода может потребовать как муж, так и жена. Причиной может быть отсутствие детей, что ханаттаннайн считают  великой бедой, дурное обращение, плохое содержание. Но разводы по инициативе жены не часты, потому как разведенная женщина имеет мало шансов выйти замуж вторично. И если она не имеет собственного состояния, то выжить она просто не сможет – родственники не примут ее назад. Мужчины тоже не часто разводятся, потому как иначе приходится возвращать приданое родственникам, а это порой бывает очень затруднительно. Чаще случается так, что муж просто убивает жену так, чтобы не навлечь на себя подозрений. Это тоже очень распространенный сюжет в ханаттанских повестях.

 

Очень большую роль в обществе играют женщины, которые числятся как бы вне сословий. Это гетеры – женщины утонченные и образованные, у которых ради возвышенного общения собираются поэты, ученые, философы. Знатные мужчины считают своим долгом содержать какую-нибудь гетеру, хотя гетеры самого высокого класса сами выбирают себе возлюбленных. Добиться любви знаменитой гетеры – это, можно сказать, дело принципа

Точно так же вне сословий стоят актрисы. Ханатта – страна танца и лицедейства. Театральные представления – любимое развлечение как простонародья, так и высших сословий. Знаменитые актеры и актрисы – притча во языцех, их жизнь – предмет постоянных сплетен. Актрисы часто находятся на содержании покровителей-аристократов или богатых купцов, а сюжет «несчастная любовь знаменитой актрисы и юного аристократа» - постоянная тема пьес и новелл. Ради актрис теряли состояния и кончали с собой.

Обратной стороной является огромное количество продажных женщин – в больших городах есть целые кварталы «домиков под зелеными крышами».

 

О театре

Раз уж зашла речь о театре, то надо сказать об этом чисто ханаттайском  развлечении, которое постепенно входит в моду и в Королевстве.

Есть религиозные представления, которые разыгрывает театр масок Аи на различных празднествах. Это истории-притчи о богах, духах, о духовном пути человека. Актеры выступают в масках, без декораций, все позы и движения, все интонации четко регламентированы и имеют свое символическое значение. Сопровождается представление исключительно барабанами.

Театр  «инахьям» наиболее демократичен. Актеры могут давать представление где угодно. Инахьям – сочетание песни, танца и мелодекламации. Певец-декламатор ведет повествование и поет от лица  героя, а танцор движением выражает происходящее.

Театр «ратьянам» наиболее интересен. Для него пишут пьесы знаменитые поэты и писатели, порой даже знатные люди, вроде дяди нынешнего короля. Именно актеры этого театра наиболее любимы народом, поскольку их зачастую отождествляют с персонажами, которых они играют. Театр играет «героические истории», «любовные истории», «плутовские истории», и так далее. Ханаттаннайн любят пьесы с хорошим концом, но героические и любовные истории – такой жанр, когда в живых остаются отнюдь не все и не всегда. Бывали случаи, когда толпа была настолько недовольна концовкой, что чуть не разносила театр, и на другой день уже приходилось играть выправленную пьесу.

Об актрисах уже сказано выше, а мужчины-актеры часто становились любовниками знатных дам. А также актеры-мужчины иногда использовались как наемные убийцы, потому, что в список актерских искусств входит мастерское владение оружием. А также не следует забывать, что театр часто становится «гласом народа». Автор пишет пьесу по горячим следам какого-нибудь скандального события, через два дня пьеса на сцене.

Для примера – сюжет одной из классических пьес театра ратьянам «Эруан и принцесса Сариеми-анни». В основе этой пьесы лежат реальные события. Эруан из рода князей Арханна был знаменитым военачальником государя Андаранны, одного из первых государей Ханатты. Он и принцесса полюбили друг друга, но женщина из Солнечного рода не могла выйти замуж за человека ниже себя. Поэтому они заключили тайный брак, но вскоре тайное начало неумолимо становиться явным.  Тогда Эруан после очередного удачного похода на восточных кочевников пал в ноги государю и попросил руки дочери. Тот впал в гнев, прогнал с глаз долой Эруана и заточил дочь в монастырь Гневного Солнца. Вскоре прошел слух, что принцессу удавили. Тогда Эруан отложился от короля, вступил в союз с кочевниками и стал беспокоить границы королевского домена. Король тринадцать лет пытался покончить с Эруаном, но ничего не вышло, и  с тоски он умер. На престол вступил его сын, Андахьянна Разумный. Первым делом он решил покончить с мятежом. Он придумал хитрый план – послал против Эруана его наставника. Эруан его разбил, а через два дня наставник, избитый, в крови, в лохмотьях появился у стен его крепости, сказав, что вот так его покарал король. Эруан, как человек добросердечный, принял его, устроил в честь его пир. Но наставник тайком подсыпал в вино сонное зелье, и когда все перепились, он открыл ворота крепости.

Тем временем в монастыре подрастает девочка изумительной красоты. Своих родителей она не знает, но раз она в монастыре, то явно Солнечной крови. Как-то раз она заходит в запретный сад, где находит низкое здание, где за решеткой плачет какая-то женщина. По закону жанра мать и дочь тут же узнают друг друга. Девица тут же убегает из монастыря, чтобы потребовать короля к ответу. Приходит она во дворец как раз вовремя, чтобы ее по закону жанра тут же узнали дядя и отец, все разрыдались и воссоединились, замирились, поданные восхвалили короля, а милостивый государь разрешил-таки узаконить брак сестры и человека без Солнечной крови в жилах.

Пьеса весьма любима публикой.

 

Говоря о театре, нельзя не упомянуть об еще одном развлечении ханаттаннайн. Это бои на арене. Изначально это были ритуальные поединки в честь божества, и чем больше проливалось крови, тем довольнее было божество. Позже это стало развлечением. На арене убивали преступников, пленных. Позже появилась целая каста профессиональных бойцов арены. Но теперь, поскольку вырастить такого бойца стоит денег, бой, как правило, идет не до смерти противника. Хотя всякое бывает. Иметь собственных бойцов могут себе позволить только очень богатые люди, так что, как правило, бойцу платят большие деньги, чтобы он выступил на арене от имени своего нанимателя. Так что хороший боец, как правило, человек не бедный, имеющий немалую славу. Но профессия эта очень рискованная, что и понятно.

 

 

Праздники

Как уже упоминалось, у ханаттаннайн есть четыре великих праздника. Сколько не великих – сказать затруднительно, праздники они очень любят.

Пожалуй, самый главный – бдение Великой Ночи и возжигание Нового Огня. Фактически, это конец старого и начало нового года. Как уже не раз говорилось, ханаттаннайн боятся ночи и темноты. Самая долгая ночь в году считается несчастливой, ночью владычества злых духов и демонов. В эту ночь царь злых духов и демонов, Аматавиху (это не имя, а прозвище – «лишенный облика») со своей страшной свитой несется над миром, и горе тому, кто попался ему на пути, кто не обвел свой дом священным кругом, кто заснул, у кого погас огонь в доме. К нему могут прийти нежданные гости. Аматавиху всю ночь до рассвета будет загадывать ему загадки, и ошибиться нельзя. Есть, конечно, сказки о мудрых и хитрых, кто сумел ответить на загадки Аматавиху, но ведь никто не гарантирует, что царь зла будет задавать все время одни и те же вопросы? Кроме того, Аматавиху сам мастер обмана.

Но если вы пережили Великую Ночь, то на рассвете надо погасить все огни в доме и отправиться в ближайший храм Солнца, где жрецы от солнечных лучей зажгут огонь, и принести его домой. Угольки от этого огня хранятся весь год и бросаются в очаг или на жаровню в следующую Великую Ночь. (Если Солнце будет в этот день затянуто тучами, священный огонь в храме все равно загорится непременно, потому как это - чудо.)

В Солнцестояние принято приносить Солнцу дары и совершать возлияния вином и ароматным маслом. В столичном храме это делает король. В этот праздник принято пускать по рекам зажженные свечи в бумажных цветах.

Обряд первой борозды проводится весной. Король проводит борозду золотым плугом, в который впряжены белые быки.

После сбора урожая происходит освящение Пяти плодов – пшеницы, проса, винограда, тыкв и орехов. Видимо, когда-то именно это было основной пищей ханаттаннайн.

 

Ханаттанский характер

Простые ханаттаннайн люди трудолюбивые, веселые и гостеприимные, но вековая привычка бояться собственной знати сделала их робкими и забитыми. Они покорны своей судьбе, в какой-то мере фаталисты, боятся что-нибудь менять, чтобы не стало еще хуже.

 

Ханаттанская знать помешана на чести до идиотизма. В повести о гибели дома Харинами рассказывается, как Теванна Харинами, который никогда не отказывал в помощи тому, кто просил защиты, пустил в свой замок спасавшегося от погони человека. Когда тот открыл лицо, он увидел своего кровника Теньямару, убившего его брата. Погоней шел его племянник. И Теванна был вынужден защищать своего гостя от своего же племянника. Замок был взят штурмом, сам Теванна погиб, дав спастись своему гостю. После чего Теньямара обвинил племянника Теванны перед королем в убийстве дяди, и король с охотой покарал преступника, вырезав его род.

Как говорится, порок – обратная сторона добродетели.

Воинская доблесть оценивалась по количеству убитых врагов, именно потому ханаттанайн отрезали у трупов головы и вешали их на шею коней. Этот обычай был омерзителен для нуменорцев и гондорцев, которые называли ханаттаннайн жестокими зверьми.

У ханаттаннайн, как у всех народов, живших под тенью, страсти обострены до предела. Они могут в порыве щедрости отдать все незнакомому человеку, а потом выйти на большую дорогу, чтобы ограбить путника. Они могут рыдать над судьбой несчастных влюбленных и пройти мимо нищего. Они могут дать клятву – и убить того, кому клялись, чтобы этой клятвы не исполнять. А потом, в порыве раскаяния, убить себя.

Ханаттаннайн очень щепетильно относятся к этикету. Ситуация «только после вас» может доходить до полного абсурда.

Они очень почтительно относятся к старшим. Наставник для ханаттанны – это человек, которому требуется подчиняться беспрекословно.

 

Ханаттаннайн считают все иные народы варварами, даже если получали от них по первое число. Забавно в этом отношении рассматривать взаимоотношения морэдайн Умбара и ханаттаннайн.

 

После Войны Кольца  нередки браки между ханатаннайн, оставшимися в Харондоре, то есть, в Южном Гондоре, и собственно гондорцами. Чаще всего такое происходит в торговом сословии и среди моряков. Гондорские власти относятся к этому спокойно – все равно, какого ты происхождения, если верно служишь Королевству. Есть уже и офицеры-полукровки в гондорской армии. Когда такие полукровки попадают в Умбар в составе гондорского контингента, местные морэдайн просто исходят злобой, но поделать ничего не могут.

 

О рабстве

В Ханатте оно есть. В рабство могут продать своих детей родители, если не в состоянии их прокормить. В рабство попадают должники – пока не отработают долга, в рабство могут быть обращены преступники. Есть рабы личные и рабы королевские – например, на рудниках и на галерах трудятся королевские рабы, как правило, это преступники.

Есть рабы временные и вечные. Временный раб – как правило, должник, попадающий в рабство по суду до отработки долга. Обращение с таким рабом регламентировано законом. Вечный раб полностью во власти хозяина.

Зачастую раб, обладающий какими-либо талантами или знаниями, живет гораздо лучше свободного, потому как ценен для хозяина. Некоторые рабы знатных людей скапливают изрядное состояние и могут выкупить себя. Правда, многие предпочитают оставаться рабами – хозяин его кормит, защищает и отвечает за его проступки.

Дети рабов становятся рабами, дети рабыни и свободного человека считаются свободными.

В свое время ханатаннские короли держали гвардию рабов. Эти люди полностью находились на обеспечении королей, не подчинялись никаким законам, кроме королевской воли, получали от короля богатые награды, льготы и привилегии, так что даже знатные люди были вынуждены перед ними заискивать. Но когда гвардейцы забрали слишком большую власть и начали менять на престоле королей, один из князей поднял мятеж под предлогом спасения государя от подлых рабов, уничтожил гвардию, и сам  стал при короле военным правителем керна-ару. О резне в столице сложено много песен и повестей. Это излюбленный сюжет для живописцев – «спасение князем таким-то юного принца такого-то из рук озверелых гвардейцев-рабов».

 

О провинциях Ханатты

Когда Великих родов было десять, провинций тоже насчитывалось десять. Сейчас их четыре – королевской домен, восточная провинция князей Арханна, южная – князей Эмай и западная – князей Уруанна.

Королевский домен – это северная Ханатта и центр. Север - земли, которым больше всего досталось во время последней войны. Это холмистый край с плодородными широкими долинами и светлыми лесами. Сейчас он сильно обезлюдел, но постепенно восстанавливается и, видимо, вскоре он снова станет житницей страны. На холмах в дубовых рощах выпасают особую породу черных свиней, мясо которых потом вялят особым способом. Это изысканное кушанье, тонкие, почти прозрачные ломтики этого мяса положено вкушать со сладкой дыней.

Центр страны – сплошные сады и виноградники. Весной там все благоухает цветами, осенью – плодами. Они очень ценятся в Умбаре, привыкшем к роскоши, как и здешнее вино.

Также королевский домен – центр производства. Хотя основные добывающие центры расположены на востоке, производство – это центр. Кстати, здесь же разводят шелкопряда и ткут шелк, а также красят ткани. Производство шелка и составы красок – почти государственная тайна, потому как торговля шелком и крашеными в невероятные цвета тканями приносит большой доход.

Жителей королевского домена в других провинциях считают зажравшимися и надменными, а сами они насмехаются над соседями за их акцент и «деревенский» говор.

 

Западная провинция не очень богата ресурсами. Основная жизнь сосредоточена на побережье. Земля здесь каменистая, осадков мало. Провинция живет за счет рыболовства и морской торговли. У Ханатты никогда не было приличного флота, но суда для каботажного плаванья они строили издавна. Ханатаннские купцы прокладывали торговые пути по рекам вглубь континента. С далекого юга они поставляли и поставляют пряности, ценные масла, древесину, редкие камни и, главное – сырье для красок. В королевском домене по тайному рецепту из них делают краски для тканей а, главное, краску для волос и за бешеные деньги продают в Умбар. Умбар помешан на своем нуменорском наследии, идеал умбарской красоты – белая кожа и светлые (хотя бы относительно) волосы и глаза. И умбарские женщины, особенно знатные, отдадут любые деньги за то, чтобы сделать свои волосы золотистыми или  светло-рыжими.

Здесь очень почитают морское божество Умму и приносят ему жертвы  - вино, живых барашков и золотые украшения. В местном храме его идол просто обвешан золотом. Говорят, что в час беды могут бросить ему и человека.

Нынешнее угнетенное положение Умбара очень на руку ханаттаннайн, поскольку теперь практически вся южная торговля в их руках.

Есть подозрения, что местные торговцы ведут дела и с пиратами, но не пойман – не вор.

Жителей запада называют рыбоедами и жуликами.

 

Восточная провинция одна из самых старинных. Этот край на севере граничит с горами Мордора (как и восточная часть королевского домена). В Гондоре эту часть Ханатты называют Кхандом, поскольку она действительно довольно сильно отличается от центральной Ханатты.

Именно здесь находится храм Гневного Солнца и монастырь при нем, здесь же гора Арунам с ее знаменитым монастырем, куда удаляются государи, приняв монашество. По слухам, здесь не то упокоился, не то еще живет дед нынешнего государя.

Это не очень щедрый край, граничащий со степями, откуда порой приходят кочевники. Князья Арханна держат этот рубеж успешно, с кочевниками действуя то лаской, то таской, то откупаясь, то отбиваясь. Народ здесь суровый и воинственный. Это пастуший край, кроме того, здесь разводят лучших в Ханатте боевых коней. Изящных и капризных красавцев солнечной масти разводят в королевском домене, а табуны злых, выносливых, неприхотливых и крепких коней пасутся здесь.

В здешних горах находятся железные рудники. Кроме того, на юго-востоке провинции есть цепь соленых озер, откуда поставляют лучшую на всем юге соль, и ее охотно берут и в Умбаре, и в Королевстве.

Здешнее население заметно отличается внешне от остальных ханаттаннайн. В них явно есть примесь вастачьей крови.  Есть и разница в обычаях. Пастухи предпочитают жить в войлочных круглых шатрах, в их традиционную пищу входит сброженное кобылье молоко, сушеный сыр, вяленое мясо. Хотя они и осознают свое родство с дикими кочевниками, нет худших врагов, чем родственники. Здешние жители считают себя высокородными ханаттаннайн, а соседей по степям – варварами.

 Жителей этой провинции называют козопасами и чурками косоглазыми.

 

Население южной провинции, находящейся под властью князей Эмай, тоже отличается от остального населения Ханатты. У них более темная кожа, у многих курчавые волосы и плоские носы, и ростом они меньше. Именно отсюда происходят знаменитые харадские мумаки. Это земля пряностей, душных влажных лесов, непроходимых болот. Но именно в этих лесах и болотах находят драгоценные камни, именно лесные реки несут золото.

Леса полны опасностей и тьмы, ханаттаннайн не любят далеко заходить туда. В лесах живут дикие людоедские племена, не знающие никакого закона. Воевать с ними бесполезно – они появляются и уходят внезапно, разве что глухой рокот барабанов в лесу может предупредить об опасности.

Но в лесах растут редкие и ценные растения, из которых делают лекарства, добывают смолы и масла. Из некоторых добывают дурманящие вещества, которые применяют в медицине для обезболивания – или воскуряют, чтобы унестись в мир духов или нечестивых мечтаний. Отсюда же родом многие яды.

Здесь разводят плантации душистых растений, из которых потом добывают ароматные экстракты и делают разнообразные духи, которые расходятся по всей Ханатте, а также охотно покупаются в Умбаре и в Королевстве.

Здешний народ  - наиболее суеверный. Богов и божков здесь больше всего, самых разнообразных и невероятных. Конечно, они поклоняются Солнцу, как и все ханаттаннайн, но больше всего они чтут и боятся владыку лесов, получеловека-полупантеру Хашту. Вот этот бог требует кровавых жертв, он коварен и непредсказуем.

Здешних жителей называют плосконосыми или чернозадыми.

 

Говоря о провинциях Ханатты, нельзя не упомянуть Харондора – древней гондорской территории, утраченной в прежние времена и снова возвращенной после Войны Кольца.

Хотя эта территория буквально изрыта копытами боевых коней, тем не менее, люди возвращались туда каждый раз, как наступало затишье. Никогда не знаешь, почему человек упорно возвращается на одно и то же место, берется за плуг и распахивает пашню, хотя и не знает, придется ли ему собирать урожай.

Первоначально сюда уходили «ничейные люди», которым терять было нечего. Позже эти земли оказались под властью Умбара, и местное население оказалось под властью морэдайн.

После того, как государь Элессар заключил мир с Ханаттой, люди отсюда частично ушли, опасаясь Гондора, а некоторые, которым вовсе не куда было податься, остались здесь на свой страх и риск. Они не прогадали, поскольку фактически стали гражданами Королевства. Переселенцы из собственно Королевства уже во втором-третьем поколении стали родниться с бывшими ханаттаннайн, так что в Харондоре сейчас много полукровок.  Они сохраняют многие свои традиции, помнят свой язык. Многие из них имеют связи с родственниками в Ханатте – там родственные связи очень почитаются и поддерживаются веками.

Полукровок особенно много среди торгового сословия, многие служат в армии, причем в составе войск Королевства в Умбаре, что для умбарской надменной знати – нож вострый.

 

Раз уж мы затронули взаимоотношения с соседями, то стоит упомянуть следующее: если к Королевству Ханатта относится с почтительным страхом, то к Умбару она питает потаенную ненависть, скрываемую за улыбками и поклонами.  Королевство обошлось с побежденной Ханаттой весьма милосердно. Кроме того, у многих родственники в Харондоре, так что об отношении к инородцам в Королевстве они знают из первых рук. Морэдайн же всегда относились к Ханатте с презрением, даже когда служили королям и князьям Ханатты как наемники.

 

О королевской семье и князьях

После Войны Кольца на золотом престоле сменилось шесть королей. Дед нынешнего короля, Каранна-анна-ару был смещен своим сыном и отправлен в монастырь на горе Арунам в восточной провинции. Толком  неизвестно, жив он или умер, говорят разное. Отец нынешнего короля, Итуанна, умер от удара, потому как злоупотреблял вином. Но ходят слухи, что его отравили.

Нынешний король, Мааниранна-анна-ару очень молод. Его мать, вдова, Шаниати-анни-ару, обладает большим влиянием при дворе. У него короля две сестры, одна  из них, старшая, Маанари, давно уже удалилась в монастырь Гневного Солнца. Поговаривают, что это было не просто так, что ее отправили туда прикрывать грех, но все это только слухи. И вообще, принцесса Маанари славилась благородством и чистотой, так что все это злобная клевета. Младшая сестра государя, пятнадцатилетняя Ринами, очень дружна с братом. Конечно же, ходят слухи о том, что король по древнему обычаю намерен жениться на сестре. Но этот обычай в Ханатте не практикуется очень давно, так что Ринами – дорогой приз для любого жениха.

Пока был жив прежний государь, наследник вел себя очень тихо, так что никто не знает, какой у него нрав на самом деле. Но, похоже, это человек очень непростой и себе на уме, поскольку никто не ожидал от него решения отправить посольство в Королевство.

Также близким к королю человеком считается жрец Царственного Солнца и приверженец философии Солнца  - единого Творца, почтенный Айанна. Он дальний родич короля, человек чрезвычайно образованный и умный, тонкий в обращении. Один из немногих в Ханатте, знающих вестрон и синдарин.

 

Князь Аданну Арханна, тоже состоящий в родстве с государем через принцессу Сариеми-анни, недавно овдовел, детей законных у него нет. Его провинция меньше всего пострадала от войны, так что он вполне обоснованно целится на место военного наместника страны, керна-ару. Более того, он может претендовать и на руку принцессы Ринами. Но если вдруг случится так, что князь умрет безвременно, то в провинции начнется смута,  родичей, имеющих право на княжеский престол, хватает, но и государь тоже имеет право на это княжество.

 

Князь Дашта Эмай богаче всех. У него от жены трое взрослых сыновей и две дочери, а еще у него двенадцать наложниц и куча незаконных отпрысков. Последнее время ходят слухи, что князь стал очень уж плотно общаться с какими-то отшельниками из лесов, которые называют себя хаштанайн, люди Хашту. Говорят, он хочет, чтобы эти чародеи помогли ему стать керна-ару.

 

Князь западной провинции, Эстеми Уруанна, тоже человек амбициозный. Его провинция достаточно богата благодаря торговле, особенно когда Королевство прижало Умбар. Сыновей у него нет, зато он богат дочерьми на выданье (у него их не то пять, не то шесть, никто не считал). У него много людей в провинции, это народ закаленный, торговый и морской, кроме того, князь готов искать поддержки не только в Ханатте, но и у Королевства.

 

Есть сила, поддержкой которой рад заручиться любой. Это жречество. Два солнечных культа с их богатствами, крепкими крепостями-монастырями и воинствующими монахами способны резко изменить равновесие сил в стране – все зависит от того, к кому они примкнут. Но перетянуть их на свою сторону – задача не простая. Они – служители Божества, а не земных владык. И у них есть свои интересы и цели, не всегда и не всем понятные.

 

Comments